27.12.2021

«Хлебниковская коллекция» Дома-музея Велимира Хлебникова

В основе представленной выставки – предметы из «хлебниковской коллекции» Дома-музея Велимира Хлебникова, уроженца Астраханской губернии, выдающегося русского поэта-футуриста (будетлянина), учёного, мыслителя.  

Астрахань, по мнению литературоведа Д.П. Святополка-Мирского,  «один из ключей к Хлебникову». Основы мировоззрения поэта закладывались в интеллигентной семье, множеством нитей связанных с историей и природой края. Многие экологические идеи отца позже нашли поэтическое воплощение в творчестве сына. Любовь и знание истории перешло к нему от матери. Глубокая духовная близость связывала Велимира с сестрой Верой, художественный талант которой он высоко ценил.

«Хлебниковская коллекция» – фамильные реликвии, бережно сохранённые В.В. Хлебниковой и её мужем П.М. Митуричем и переданные в дар Астрахани их сыном М.П. Митуричем-Хлебниковым в 1994 г. В неё входят библиотека Хлебниковых с пометами всех членов семьи (в том числе самого Велимира); тарелка с фамильным гербом Вербицких (по линии матери); рисунок Велимира Хлебникова «Гипсовая маска»; этюдник Веры; личные вещи поэта: галстук, подаренный В. Маяковским, самодельная ручка из ветки вербы, солдатский сундучок, деревянные фигурки из Сергиева Посада; книги из личной библиотеки В. Хлебникова, прижизненные издания; фамильный фотоальбом Хлебниковых, где сотрудники музея атрибутировали ряд семейных фотографий. На выставке экспонируются также живопись и графика Веры Хлебниковой и Мая Митуричей.

Подлинные хлебниковские реликвии, представленные на данной выставке,  находятся в Доме-музее В. Хлебникова и делают его уникальным очагом русской культуры,

По мере изучения фамильной коллекции накапливались музейные исследования, а затем публиковались в научных сборниках университетов Амстердама, Лиона, Флоренции, Сан-Паулу, ИМЛИ (Москва), Русского музея (С.-Петербург) и в других престижных издательствах. В 2013 г. издан каталог «Хлебниковской коллекции» Дома-музея В. Хлебникова.

 

1.    Ручка из ветки вербы

Дерево, металл

Чем только не приходилось писать поэту-страннику, лишённому минимальных бытовых условий! И колючкой, подобранной в калмыцкой степи, и веткой вербы, и даже… «иглой дикобраза из гилянских лесов». Если работал в нормальных условиях (что очень редко бывало), то писал каллиграфическим почерком; если трясся на крыше вагона, то буквы наезжали друг на друга, превращались в каракули. Отсюда — такой разный почерк у Велимира Хлебникова.

Из «орудий труда» великого поэта сохранилась не только ручка из ветки вербы, которой без малого сто лет, но и карандаш фирмы «Кохинор», и чернильница (с утратами).

В сентябре 1931 года Вера Хлебникова организовала переезд своих престарелых родителей в Москву, так как в голодной Астрахани им невозможно было выжить на скудную пенсию. К этому времени у них осталось лишь самое необходимое, поскольку В.А. Хлебников был освобождён от должности директора заповедника по инвалидности, а его квартира была на две трети заселена другими жильцами. Таким образом, многие вещи были распроданы, но и того, что осталось, как замечает Пётр Митурич, хватило на две подводы. Позже в Москве, по его словам, понемногу всё рассовали, всему нашлось место.

Колоссальное количество фамильных реликвий Хлебниковых служит подспорьем для создания уникальных выставок с подлинными экспонатами, например: «Футуристическая книга» (из личной библиотеки Велимира Хлебникова и его друзей: поэтов-футуристов), «Поэзия пера и кисти» (живопись и графика Веры Хлебниковой) и т. д. Всё это усиливает нашу сопричастность не только к семье Хлебниковых, но и ко времени, когда они жили. Личные вещи Велимира Хлебникова, а также его родителей, сестёр и братьев, помогли создать уникальную музейную экспозицию: «Предметы быта семьи», «Уголок футуризма», «Комната Велимира», «Комната Веры Хлебниковой», «Зал Велимира» и т. д.

 

2.    Игрушка из Сергиева Посада. Иоанн Грозный

Дерево, резьба, роспись, позолота

Фигура старца с вытянутой бородой (светлая с чёрными вкраплениями); в тёмно-бордовом длинном одеянии: декорировано резьбой с остатками позолоты, с широким воротником треугольной формы светлого тона. Головной убор светлого тона с ободом зелёного цвета. Тёмные глаза, рот красного цвета; взгляд устремлён прямо. Фигура стоит на невысокой чёрной подставке прямоугольной формы (одна из сторон ниже).

Эту лубочную поделку Велимир купил в Сергиевом Посаде, куда в 1916 году ездил познакомиться с Павлом Флоренским. Он купил её в одном монастыре, на территории которого находилась (и ныне находится) фабрика игрушек. Позже (2 февраля 1918 года) в дневнике поэта появляется запись: «В день отделения церкви от государства полез за махоркой в сундучок и что-то задел: подымаю руку — сломался золочённый крестик на жезле Иоанна Грозного (мистика вещей)». Как мы видим на фотоснимке, время не пощадило и жезл, который, вероятно, сперва сломался, а потом выпал из руки деревянного Иоанна Грозного. 

Большая часть сохранившихся предметов семьи Хлебниковых была передана в музей племянником поэта М.П. Митуричем-Хлебниковым. И каждая фамильная реликвия Хлебниковых — колоссальное подспорье в научной, просветительской, и особенно, в экскурсионной работе музея. Тарелка с гербом рода Вербицких. Чем интересен этот экспонат? В семье Хлебниковых царил культ Николая Гоголя. Уже в раннем детстве Вити (будущего поэта Велимира Хлебникова) мать (урождённая Е.Н. Вербицкая, историк по образованию) читала ему «Вия» и другие произведения великого русского классика. Гоголь стал его любимым писателем. Многие его произведения навеяны Гоголем: «Велик — день», «Уравнение жизни Гоголя», «Смерть Паливоды». Велимир гордился тем, что в нём текла кровь запорожцев (Вербицкие) и возводил свою родословную (по материнской линии) к «знатному войсковому товарищу» Степану Вербицкому, который служил всероссийскому престолу.

 

3.    Этюдник Веры Хлебниковой

Дерево, кожа, металл

М.П. Митурич-Хлебников, сын знаменитой художницы, передал в музей В. Хлебникова большую часть фамильных реликвий семьи Хлебниковых,  в том числе личные вещи своей матери. В музейной экспозиции и в фондах Астраханской картинной галереи хранится её любимая кружка с китайским орнаментом, детский локон, её первый бювар, деревянное пасхальное яйцо с её выжиганием и раскраской, пресс-папье, вырезанное из застывшей лавы вулкана Везувия, камея её собственного изготовления, самодельная куколка, сшитая для маленького Мая в ту пору, когда не было денег, заграничные и отечественные открытки и т. д. Такое обилие личных вещей художницы, размещённых в бывшей квартире её родителей (а ныне музейных залах), помогает по-новому осознать её творчество в её родной ауре.

Самые ценные реликвии, конечно же, те, что относятся непосредственно к творчеству «художника глубокого очарования», Веры Хлебниковой. Кроме множества живописных полотен и графических изображений, посетители видят её орудия труда. Их, к сожалению, осталось совсем немного, но тем более они ценны. Например, деревянный стульчик для пленэра, привезённый из Флоренции, где Вера сделала множество пейзажных зарисовок, или этюдник, описанию которого уделим особое внимание.

В этюднике четыре баночки с японской гуашью. Стекло, металл, гуашь. 7×3,7. На дне — рельефное изображение треугольника, вписанного в окружность. На крышке рельефная надпись: POSTER COLOUR* OSAMA SHOKAI* с изображением короны.

1-я баночка: «SAP GREEN» (зелёная краска из ягод крушины).

2-я баночка: «FRECHE VERMILLION» (ярко-красная киноварь).

3-я баночка: «BLACK» (чёрная).

4-я баночка: «PRUSSIAN BLUE» (берлинская глазурь).

Эти краски остались у Веры со времени её заграничных поездок. Счета на них поступали в Астрахань, и их оплачивал Верин отец, В.А. Хлебников. Сохранился счёт за холсты и краски от фирмы «Поль Фуане и сын».

 

 4.    Хлебников В.А.

Список птиц Астраханской губернии. 1890

Владимир Алексеевич Хлебников (отец поэта Велимира Хлебникова) родился в 1857 году в Астрахани, в семье купца 1-й гильдии Алексея Ивановича Хлебникова. Мальчик обладал пытливым умом, рано проявил интерес к знаниям, и отец прочил ему карьеру учёного. Отца не стало, когда Владимиру было всего 13 лет. Он упорно овладевал гимназической премудростью, а всё свободное время проводил в заволжской степи, где изучал повадки птиц, делал их зарисовки, вёл дневник наблюдений. Орнитология стала его подлинной страстью. За годы пребывания в Калмыкии в должности улусного попечителя (1885 — 1891) Владимир Алексеевич Хлебников (отец поэта) сделал немало добрых дел во благо вверенного ему улуса: пристально интересовался проблемами водоснабжения степи, борьбы с песками. Впоследствии В.А. Хлебников сделал много для изучения природы волжской дельты и создания в ней заповедника.

Список птиц Астраханской губернии, включающий 300 наименований, был составлен учёным на основании его наблюдений в волжской дельте и в степях по оба берега Волги. Впоследствии он значительно его пополнит (до 30 печатных листов в рукописи). Я. Новиков, заведующий Астраханским краевым музеем, посетует о том, что эта рукопись «не может увидеть света за недостатком средств для её издания». Труд В.А. Хлебникова и сейчас ждёт своего издателя.

«Список…» (снова неполный) был переиздан в 1930 году, когда В.А. Хлебников работал научным сотрудником Астраханского краевого музея, где, в основном, занимался подбором коллекций птиц и зверей. Трудно переоценить ту научную пользу, которую внёс в деятельность такой крупный учёный, как Хлебников, чьи коллекции птиц и зверей поступали в Петербургский, Московский, Харьковский, Казанский и Астраханский государственные университеты, в Академию Наук, в Казанский городской музей, в Астраханское и Саратовское реальные училища.

 

 5.    Сакия-Муни

1886

Эта книга из домашней библиотеки Хлебниковых, изданная в Москве в 1886 г. в серии «Научно-популярная библиотека», могла пробудить интерес поэта к буддизму. В ней говорится о том, что в одном из городов на юге Гималаев в семье царя из рода сынов солнца родился сын. Царь дал ему имя Сидарта («во всём преуспевающий»). Когда Сидарта подрос, он с печалью думал: Ящерица ест муравья, змея ест ящерицу, а коршун ест их обоих. Убийство царит повсюду, жизнь питается смертью. И юный Сидарта (будущий Будда — «просветлённый») мучается над вопросом: как примирить муравья, ящерицу, коршуна и голубку?

Книга Эдуарда Шюре «Сакия-Муни. Легенды о Будде» послужила Хлебникову источником для написания рассказа «Есир» («Невольник»).

Обратим внимание на то, что Будда родился в семье царя из рода сынов солнца. У Хлебникова также был культ Солнца. Он называл поэтов «солнцеловами», себя — «Сыном солнца», а своё творчество — «Солнцем, брызнувшем через слово».

Велимир внимательно изучал семейную библиотеку, содержащую труды Спенсера, Дарвина, Конта. При написании рассказа «Есир» почерпнул ряд исторических сведений из книги Шюрэ «Сакия-Муни» (Легенды о Будде. М., 1885) и «Отчёте Петровского Общества за 1894 год». В ряде книг поэт оставил свои пометы, особенно в книге «Наши соседи» (1913), изданной накануне I мировой войны и буквально испещрённой его математическими выкладками.

Сохранился и экземпляр журнала «Природа и охота» с совместной статьёй Велимира и Александра Хлебниковых «Орнитологические наблюдения на Павдинском заводе» (1911) с правкой одного из авторов. Монография «Физика земного шара» (1866), написанная двоюродным дядей поэта П.А. Хлебников, профессором Медико-хирургической Академии Санкт-Петербурга. А двоюродный брат Велимира П.Х. Хлебников — автор монографии «Астрахань в старые годы» (1907).

 

6.    Петников  Георгий

Поросль солнца

С харьковским футуристом Георгием Петниковым Хлебников неоднократно встречался в «Красной Поляне» на даче сестёр Синяковых, которым посвятил поэмы «Три сестры» и «Синие оковы». О сборниках Г. Петникова, написанных в 1918 году, он упоминает в статье «О современной поэзии» (1919).

«Петников в «Быте побегов» и «Поросли солнца» упорно и строго, с сильным нажимом ткёт свой «узорник ветровых событий», и ясный волевой холод его письма и строгое лезвие разума, управляющее словом, где «В суровом былье влажный мнестр» и есть «отблеск всеневозможной выси», ясно проводит черту между ним и его солетником Асеевым».

«Пыл липы весенней не свеяв», растёт тихая и чёткая дума Петникова (…) Крыло европейского разума парит над его творчеством в отличие от азийского, персидско-гафизского упоения словесными кущами в чистоте их цветов у Асеева».

«Петников в «Быте побегов» и «Поросли солнца» упорно и строго, с сильным нажимом ткёт свой «узорник ветровых событий», и ясный волевой холод его письма и строгое лезвие разума, управляющее словом, где «В суровом былье влажный мнестр» и есть «отблеск всеневозможной выси», ясно проводит черту между ним и его солетником Асеевым».

В. Хлебников «О современной поэзии» (1919).

Велимир внимательно изучал семейную библиотеку, содержащую труды Спенсера, Дарвина, Конта. При написании рассказа «Есир» почерпнул ряд исторических сведений из книги Шюрэ «Сакия-Муни» (Легенды о Будде. М., 1885) и «Отчёте Петровского Общества за 1894 год». В ряде книг поэт оставил свои пометы, особенно в книге «Наши соседи» (1913), изданной накануне I мировой войны и буквально испещрённой его математическими выкладками.

Сохранился и экземпляр журнала «Природа и охота» с совместной статьёй Велимира и Александра Хлебниковых «Орнитологические наблюдения на Павдинском заводе» (1911) с правкой одного из авторов. Монография «Физика земного шара» (1866), написанная двоюродным дядей поэта П.А. Хлебников, профессором Медико-хирургической Академии Санкт-Петербурга. Двоюродный брат Велимира П.Х. Хлебников — автор монографии «Астрахань в старые годы» (1907).

 

 7.    Хлебникова В.В.

Автопортрет. 1910

Холст, масло

В 1908 году Вера Хлебникова поступила в Киевское художественное училище. Но и здесь она была бесконечно далека от академических правил и требований.

Вера остро ощущала отсутствие Велимира, друга и заинтересованного советчика по вопросам искусства. Их с детства связывали не только родственные узы, их объединяло нечто ещё более значительное — поистине полное взаимопонимание. Отзвуки этой общности слышатся, в частности, в письмах поэта к сестре. Велимир писал сестре, что если он пишет сегодня так свободно, то его слог разбужен лучами ее письма. Поэт настойчиво звал сестру в Петербург, куда она и переехала в 1910 году заниматься живописью в школе Общества поощрения художников в классе профессора Академии художеств Яна Ционглинского. В «Автобиографических записках» Вера пишет, что поступила в студию Я. Ционглинского в Петрограде. Здесь, безусловно, имеет место ошибка памяти, ведь Вера Хлебникова писала «Автобиографические записки» в начале 1920-х годов, в то время как Петербург был переименован в Петроград лишь с началом Первой мировой войны.

В этот период живопись Хлебниковой — импрессионистична… В своих воспоминаниях Вера писала, что с

 первых же дней внимание перешло на ее работы. Она теперь зовется «барышней с квадратиками».

«Тонкое, красивое — анфас — лицо в обрамлении густых кудрей. Нежный розово-перламутровый колорит. В этом этюде прекрасно видна манера Веры тех лет — пресловутые «квадратики»: мозаичные, видимо, не без влияния Врубеля, не сливающиеся друг с другом мазки, не лепящие, а как бы «инкрустирующие»

Мария Чегодаева, искусствовед

Автопортрет девятнадцатилетней Веры был ею написан незадолго до отъезда в Париж с целью совершенствования своего художественного мастерства.

В «Автобиографических записках» Вера дублирует свой художественный «Автопортрет» словесным: «На скамье под старыми елями сидит девушка… Взгляд больших глаз. Вглядитесь в них — кажется, что две голубых лампады мерцают не бледной смуглости старинной иконы. Сама ли она лик иконы… И ещё, чем-то неведомым осенённая, она кажется олицетворением созерцания…».

«На скамье под старыми елями сидит девушка… Взгляд больших глаз. Вглядитесь в них — кажется, что две голубых лампады мерцают не бледной смуглости старинной иконы. Сама ли она лик иконы… И ещё, чем-то неведомым осенённая, она кажется олицетворением созерцания…».

В. Хлебникова «Автобиографические записки»

 

8.    Хлебникова В. В.

Астрахань. Набережная Кутума. 1919

Бумага, итальянский карандаш

«Возвращение в Астрахань из Италии ознаменовано резким переломом в творчестве молодой художницы (…). В Россию Хлебникова вернулась с немалым художественным опытом за плечами (…). В суровые годы гражданской войны Астрахань находилась в центре военных действий на юге России. Работать приходилось в нелёгких условиях, зачастую не хватало красок — и Хлебникова сама их растирала, негде было достать холст, взять бумагу - и Хлебникова грунтовала листы фанеры… И творчество продолжалось!»

С. Бобков, искусствовед

В сложившихся условиях Вера зачастую отдаёт предпочтение графике, так появляется серия работ, посвящённая Астрахани. Кутум — небольшая астраханская речка (рукав Волги), получившая своё название от рыбы кутум, некогда в ней водившейся. На рисунке изображен вид набережной городского канала с причаленными к берегу лодками; вдоль набережной деревья и городские строения. Тесно сгрудились лодки у причала на рисунке Веры Хлебниковой. Скорее всего, это торговые лодки. В дореволюционное время славились речные базары на Кутуме, торговля с лодок икрой, красной рыбой, арбузами, знаменитыми черепашинскими яблоками (в селе Черепаха, Началово тоже, было 800 садов!).

В 1919 году (время создания вериного рисунка), в полуголодное время в Астрахани, товары торговых лодок уже не были столь обильными, что подтверждается письмом Веры к П.В. Митуричу.

 

9.    Хлебникова В.В.

Натюрморт. Мандарины. 1939

Бумага, акварель

Хлебникова Вера Владимировна (1890-1941) — русская художница, сестра Велимира Хлебникова, жена художника Петра Митурича, мать художника Мая Митурича.

«В 1920–1930 годы, несмотря на отвлекавшие поневоле от искусства житейские хлопоты и заботы, когда рисовать и писать приходилось урывками, художественное чувство Хлебниковой, не переставая, работало, собирая себе материал.

В это время в поле зрения художницы постоянно попадают предметы быта — простые, ежедневно необходимые спутники домашней жизни. В беглых натюрмортных зарисовках, в акварелях и масляных натюрмортах Хлебниковой обыденные вещи предстают словно бы в нечаянном сочетании, непреднамеренной согласованности. К таким работам и относится „Натюрморт. Мандарины“ 1939 года создания. Такой „жизненно-случайный“ ракурс акцентирует эффект человеческого присутствия, и то, что обычно звучит для нас невнятно и слабо, мимо чего в жизни безразлично скользит наш взгляд — приелось! примелькалось! — вдруг начинает притягивать наше внимание с неотвратимо-загадочной силой» (С. Бобков).

 

10. Митурич-Хлебников М.П.

Два жасмина. 1993

Холст, масло

Май Петрович Митурич-Хлебников (1925-2008) — график, живописец, иллюстратор детской книги, член-корреспондент Академии художеств (1988), действительный член Академии художеств (1991), академик-секретарь отделения графики и член Президиума Академии художеств (1997), народный художник РСФСР (1986), профессор (1990), лауреат Государственной премии РСФСР (1993).

Награжден Серебряной медалью и дипломом Международной выставки искусства книги в Лейпциге (1965) за иллюстрации к книге С. Я. Маршака «Стихи для детей», серебряной медалью и дипломом Международного биеннале иллюстраций детской книги в Братиславе (1967) за иллюстрации к книге К.И. Чуковского «Краденое солнце!», Орденом Восходящего солнца, Япония (2005). Награжден медалями «За взятие Берлина» и «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны II степени.

По-настоящему и сразу Митурич узнаётся по своей живописи. Той подлинной и редкой живописи, о которой, по словам искусствоведа К.М. Чернышевой, принято говорить, как о высоком даре художника. Племянник поэта Велимира Хлебникова, сын художницы Веры Хлебниковой, Май Петрович унаследовал особую, покоряющую природу хлебниковского творчества, наполненную почти осязаемым светом, воздухом.

«Два жасмина» — зрелый образец масляной живописи Мая Митурича, выполненный в 1993 году, натюрморт в зелёно-серых тонах, в пастозной манере Плотными, непросвечивающими слоями, крупными мазками краски, иногда создающими рельефность, написаны на переднем плане два кувшина с ветками цветущего жасмина. Обилие зелёного цвета с его многочисленными оттенками создаёт ощущение монохромности.

Есть что-то удивительное, по-детски простодушное и мудрое в этом единстве настроения, колорита, живописных приёмов «букетов» и «портретов» Мая Митурича. Цветы, живые и индивидуальные, как люди; люди, красивые и хрупкие, как цветы… (М. Чегодаева. «Астрахань Мая Митурича». Май-Митурич-Хлебников. Живопись и графика из Астраханской коллекции. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2005. 112 с.)