Апрель 1921 – апрель 2021

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА

«Живой хронограф»

13 апреля 1921 года Хлебников получил право выезда в Персию. Желание побывать в Иране зрело в нём с давних пор, ещё в Астрахани. Магометанское население Астрахани состояло из суннитов (татар) и шиитов (персов).

Татарская часть населения была самой сложной и насчитывала 11 видов татар.

И, тем не менее, персы, видимо, интересовали Хлебникова больше. Тема Персии постоянно его тревожит и прорывается в прозе, стихах, письмах, пока не достигает вершины в его знаменитом персидском цикле стихов и поэме «Труба Гуль-муллы».

Персов в Астрахань манили торговля и возможность быстро разбогатеть. Многие из них приезжали сюда безвестными бедняками, а лет через двадцать-тридцать уезжали миллионерами. У персов в Астрахани был гостиный двор (здание сохранилось доныне) и мечеть (остались руины, лишённые минаретов). В мужской городской гимназии преподавался персидский язык. Выходили газета «Восточные известия» и «Азиатский музыкальный журнал», где помещались персидские песни.

Богатые персы были в большинстве своём холостыми (закон запрещал им вывозить жён за пределы своей страны), но забирали за долги татарских жён, и от этих внебрачных связей рождались необычайно красивые дети -  гилянские (или персидские) татары.

Вспомним у Велимира:

«Водой тот город окружён,

И в нём имеют общих жён».

Праздников у персиян было мало, и самым оригинальным считался «Шахсей-вахсей» - памяти убиенного Али, зятя Магомета. В этот день правоверные персы предавались скорби. В полночь, при свете факелов, при звуках дикой музыки из мечети выходила процессия и двигалась по улицам города. Впереди вели белую лошадь, на которой сидела маленькая девочка в белом одеянии, с челом, запачканным кровью. Шествие сопровождалось криками персов-фанатиков, причём чаще всего слышалось «шахсей-вахсей!». Верующие в исступлении били себя кинжалами в голову и грудь, срывая кожу, а порою падая и обливаясь кровью. Это жестокое зрелище позже было перенесено в персидский караван-сарай, где его могли видеть только верующие персы.

Итак, в апреле 1921 года Хлебников прибыл в Персию, в Энзели, порт на побережье Каспийского моря. Забегая вперёд, вкратце опишем его иранскую одиссею.

6 июня 1920 года в Северной Персии была провозглашена Гилянская республика, во главе с Кучук-ханом, восставшая против господствующих в стране англичан. Хлебников запишет в дневник: «13 июля 1920. Вышел “Ладомир”. Хотел ехать в Персию». Это желание со временем окрепнет:

«Видите, персы, вот я иду

По Синвату к вам (…)

Клянёмся волосами Гурриэт эль Айн,

Клянёмся золотыми устами Заратустры –

Персия будет советской страной.

Так говорит пророк».

Пророчество не сбылось.

13 апреля 1921 года поэт получил право выезда в Персию в качестве лектора. 5 июня 1921 года в Реште была официально провозглашена Гилянская Советская Республика. Однако, просуществовала она недолго, всего несколько месяцев.

Из Решта решено было идти на Тегеран, на бой с правительственными войсками. Хлебников понимал, что это отдаёт политической авантюрой. Не без юмора он пишет родным: «Общество – искатели приключений, авантюристы шаек Америго Веспуччи и Фердинанда де Кортеца». Поэт видел, что советская власть чужда иранцам. К тому же, привнесена она была извне на красноармейских штыках.

1 июня он читает доклад в Реште, в новом гарнизонном клубе, украшенном фресками политотдельского художника Давиденко. Фрески изображали шествие народов к мировой революции. Не они ли навели поэта на создание «Иранской песни», где он провидел массовые политические демонстрации, сулящие гибель мыслящим одиночкам:

«И когда знамёна оптом

Пронесёт толпа, ликуя,

Я проснуся, в землю втоптан,

Пыльным черепом тоскуя».

В Шахсеваре Хлебников оторвался от отряда и бродил по Персии босой, в живописных лохмотьях. Спутанные волосы падали ему на плечи. Персы принимали его за «русского дервиша», странствующего пророка, давали еду, приводили лечить детей. Поэт изучал обычаи и традиции Ирана. Наконец, догнав свой отряд, отступивший под натиском правительственных войск до Рудессера, поэт вместе с ним отплыл в Энзели, а оттуда - в Баку.

Попытка советизации Персии провалилась, как в ряде других стран. Девиз Карла Маркса «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» фактически не срабатывал. Не тогда ли и появилась дневниковая запись Хлебникова: «Я растоптал басму Маркса»?

Из Персии поэт пишет родным удивительные письма, исполненные лиричности и высокой поэзии. Подробно мы рассмотрим их в следующем выпуске «Календаря Велимира».

 

PS: В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.

Автор-составитель -  Мамаев А.А.