Октябрь 1918 – октябрь 2018
КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА
В октябре 1918 года задумано издание произведений Хлебникова. Подписан договор между литературно-издательским отделом Наркомпроса в Петрограде и объединением футуристов ИМО.
В октябре, как известно, Хлебников уже три месяца находится в Астрахани, проживая у родителей и сотрудничая в армейской газете «Красный воин».
Тогда-то он и задумал проект издания в Астрахани интернационального литературного сборника (на русском, калмыцком, киргизском, армянском, грузинском, персидском и татарском языках), объявление о котором было напечатано в «Красном воине».
Задумка Хлебникова зиждилась прежде всего на том, что Астрахань – многонациональный город, «город смешанной крови». «Всякого приезжего Астрахань поражает своей разноплемённостью. В толпе снуют персы в высоких узких шапках, с выкрашенной краской бородой и ногтями; пробираются персиянки, хлопая своими маленькими цветными туфельками, закутанные в белые покрывала – чадры с небольшой решёткой для миндалевидных глаз; проходит богатая калмычка, вся в красном, с серебряными монетами в виде подвесок в косе и на груди. А зимой не редкость – киргиз на верблюде, в огромной мохнатой шапке – малахае. По всему видно, что здесь столкнулась Европа с Азией, здесь преддверье Востока» (Круковская С. Астраханский край. СПб.,1904).
Была ли задумка Хлебникова абсолютно нова? Думается, что нечто подобное в Астрахани было уже в XIX веке. Например, в Астраханской мужской гимназии учителем Иваном Добровольским издавался Азиатский Музыкальный Журнал. По программе журнал должен был помещать «разные армянские, персидские, индийские, горские, киргизские, чеченские, грузинские, татарские, калмыцкие, хивинские, бухарские, черкесские, кабардинские, казацкие, ногайские, лезгинские и туркменские песни.»
(А. Штылько. Иллюстративная Астрахань. Саратов, 1896). Журнал выходил с 1816 по 1818 год.
Пожалуй, его национальный состав намного превосходит хлебниковский список восточных поэтов. Конечно, Велимир хотел их объединить на основе Слова, а не Звука. Тем не менее, уже сама идея интернационального творческого содружества возникла в Астрахани за 100 лет до объявления в «Красном воине». Скорее удивительно то, что Хлебников строил поэтический союз «всех народностей» в огненном кольце гражданской войны и национальной розни, когда «имя Иисуса Христа, имя Магомета и Будды трепетало в огне, как руно овцы, принесённой в жертву 1918 году». (Велимир Хлебников. «Никто не будет отрицать того...»).
20 октября 1918 года, в том же «Красном воине», за подписью «Три поэта», появилось воззвание:
«ШКОЛА ПОЭТОВ
Вниманию поэтов города Астрахани.
Всех народностей! Всех песен!
Мы творцы песен, приподнимающие занавес будущего, шествуя впереди, зовём товарищей по художественной работе над звонким словом основать первую в городе Астрахани
КУЗНИЦУ СЛОВА.
Ашуки, манастехцы, баяны, поэтессы, поэты и шеиры, идите на Учредительный сбор поэтов города Астрахани.
1-е заседание во вторник, от 6 до 7 часов вечера, посвящается выработке задачи.
Место собрания: Большая Демидовская, дом Поляковых, кв. Хлебникова.
Три поэта
20 октября 1918.»
Исследователь творчества Хлебникова А.Е. Парнис считает, что двумя поэтами были Велимир Хлебников и Сергей Буданцев (в то время редактор «Красного воина»), а третьим – либо Рюрик Ивнев, либо поэт – красноармеец Евдоким Чудин, который дожил в Астрахани до глубокой старости. В 2006 году его внучка Елена Пономарёва передала в дар музею Хлебникова книгу стихотворений Евдокима Чудина «Самое заветное». К сожалению, поэт не оставил никаких сведений о своих встречах с Велимиром Хлебниковым на астраханской земле.