Ноябрь 1921 – ноябрь 2021
КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА
В ноябре, будучи в Пятигорске, Хлебников пишет поэму «Ночь перед Советами». Первоначально она называлась «Ночь перед Рождеством». При жизни Хлебникова поэма не была напечатана.
Действие происходит в барском доме в ночь, как указывает название, «перед Советами». Перед нами две старухи – барыня и баба – прислуга, которая время от времени наклоняется у барской постели и шепчет: «Барыня, а барыня!.. Вас завтра повесят!» В полудрёме барыня вспоминает прожитую жизнь, исполненную чистоты, самоотвержения и достоинства; все чувства её возмущены несправедливостью угроз.
Атмосфера барского дома и их основные персонажи воспроизводят обстановку квартиры Хлебниковых в Астрахани.
Илл. 1. П.В. Митурич.
Дом, где жили Хлебниковы.
Образ барина, правда, едва намечен, но в образе барыни безошибочно узнаются портретные черты матери поэта – Екатерины Николаевны Вербицкой:
В Смольном девицей была, белый носила передник,
И на доске золотой имя записано: первою шла.
(…) После сестрой милосердия спасала больных
В предсмертном паре, в огне.
В русско – турецкой войне (…).
Ссыльным потом помогала, сделалась красной.
Была раз на собраньи прославленной «Воли народной» - опасно как!..»
Екатерина Вербицкая была двоюродной сестрой Александра Михайлова, легендарного народовольца по прозвищу «Дворник».
Он изучил план трёхсот петербургских проходных дворов, благодаря знанию которых не раз спасал от погони себя и своих товарищей.
Реальный прототип был также у бабы.
Зимой 1917 – 1918 годов у Хлебниковых в прислугах жила крестьянка Прасковья Ивановна, родом из села Чёрный Яр Астраханской губернии, худая, сгорбленная, темноглазая старуха. С Екатериной Николаевной она была в постоянной домашней вражде.
«Теперь друг в друга, рукой книги и ржи,
Вонзили обе ножи:
Исчадье деревни голодной и сама столица на Неве, её благородие».
Как видим, изображён не частный случай (прислуга недолюбливает барыню), а вековая вражда двух классов накануне переломного времени – «Ночи перед Советами». Мы знаем, что Хлебников был очевидцем политической борьбы за власть в Астрахани: «Это борются казаки и нехорошие люди – большаки».
Старуха рассказывает барыне трагическую историю своей бабушки, крепостной крестьянки, молодой матери, которой барин приказал выкормить грудью породистого щенка:
«Барин удалый к бабе приедет,
Даст ей щеночка:
«Эй, красота!
Вот тебе сын али дочка,
Будь ему матка родимая,
Барскому псу дай воспитание».
Барину псы дорогая утеха,
А бабе они – испытание!»
Страшное испытание! Погубившее не только красоту молодухи, но, по сути, и всю её жизнь.
Достаточно сличить её портрет до и после барского приказа.
До:
«Бабуся моя,
Как молодкой была,
И дородна и бела,
Чернобровая,
Что калач на печи! Что пирог!
Славная девка была.
Бела и здорова –
Другую такую сыщи!
И прослыла коровой,
Парни – хлыщи!
Да глаза голубые веселухи закаянной!
А певунья какая!
Лесной птицы
Глотка звонче её:
Заведёт, запоёт и с ума всех сведёт.
Утром ходит в лесу,
Свою чешет косу
И запоёт!»
После:
«Плачет и кормит щеночка – сыночка
Всю ночку,
Барская хамка, пёсика мамка! (…)
… повиснул щенок, будто рак, и чернеет, лапки – клешни!
Чмок да чмок! Мордашкой звериной в бабкину грудь (…), всю искусал (…).
И истощала же бабка!
Как щепка.
Задумалась крепко!
Стала худеть! (…)
В чём осталась душа? (…)
Свечкою тает и тает (…).
Не жилец на белом свете,
Порешили суседи! (…)
Нет, не уйти ей от барского чиха!
Рябиною стала она вянуть и сохнуть!
Первая красавица, а теперь собачища.
Встанет и охнет:
«Где вы, мои золотые
Дни и денёчки?
Красные дни и годочки,
Жёлтые косы крутые?»
Худая как жердь,
Смотрит как смерть.
Всё уплыло и прошло!
И вырвет седеющий клок.
И стала тянуть стаканами водку,
Распухшее рыло.
Вот как оно, барыня, было!»
В этот период в творчестве Хлебникова особо остро затронут вопрос классовой борьбы, революции. В ноябре же 1921 года он закончил поэму «Ночной обыск», которая также не была напечатана при его жизни. В автографе поэмы под заглавием поставлен эпиграф «7. XI. 1921 г. 36 + 36». Его первая часть означает годовщину советской власти в России. Вторая – количество дней, без малого равных четырём годам.
Напомним краткое содержание поэмы. Банда красных матросов врывается в особняк, выискивая «белого зверя» (контрреволюцию), и казнит юношу Владимира, оказавшего им сопротивление. Затем начинается пьяный разгул матросов, в конце которого Старуха, мать казнённого юноши, запирает дверь и заживо сжигает убийц своего сына. После первой публикации (1928) поэму не допускали ни в одно советское издание.
Какой же смысл поэт заложил в числовом эпиграфе? Исследователь Реймонд Кук обратил внимание на то, что в первоиздание поэмы редактор Николай Степанов включил весьма загадочную линию точек. В рукописи на месте этих точек Кук обнаружил черновой отрывок, зачёркнутый Хлебниковым. Изучая рукопись, Кук заметил, что Хлебников почти неизменно зачёркивал отдельные строчки строфы одной горизонтальной чертой, или всю строфу – одной вертикальной.
Здесь же текст крест – накрест перечёркнут горизонтальными и вертикальными чертами,
Илл. 2. Решётка.
причём горизонтальными шесть раз, а вертикальными три, повторяя те же самые цифры, что образуют математическое уравнение в эпиграфе поэмы.
Далее исследователь обнаружил, что при внимательном рассмотрении зачёркнутый текст удивительно напоминает собой решётку. Возможно, он и есть спрятанный ключ от числового эпиграфа? Если учесть, что в одной из рукописей Хлебников указал, что «через 36 + 36, по законам чистого времени, должна быть обратная волна», то становится ясно, что обратной волной от 7 ноября 1917 года (освобождения России от царизма) к 7 ноября 1921 года стала «решётка»: символ первых политических концлагерей, тюремных заключений и железного занавеса.
Так Хлебников окончательно решил для себя вопрос: что есть революция и каков её итог?
В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.
Автор-составитель - Мамаев А.А.