Январь 1920 – январь 2020
КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА
В январе 1920 года судьба сводит Хлебникова с А.Н. Андриевским, начальником Особого отдела при Чрезвычайном коменданте гарнизона Харькова (впоследствии – крупным кинорежиссёром, одним из изобретателей стереокино).
Андриевкий, тогда ещё совсем молодой двадцати двухлетний юноша, знал и любил стихи Хлебникова, и поэтому задумал освободить поэта из «Сабурки». Явившись в неё, он вступил в беседу с профессором В.Я. Анфимовым.
-Какое заключение вы дали?
-Я дал заключение, что по состоянию его психики он для несения воинской повинности непригоден.
-Вы считаете его сумасшедшим?
-Нет, нет!. Термин сумасшедший я не считаю возможным к нему применять, хотя некоторые нарушения психической нормы мы могли у него наблюдать.
-Считаете вы, что он какой-либо степени опасен для общества?
-Ни в коем случае! Скорее общество может быть для него опасным.
- Почему?
-Потому что он плохо защищён и очень раним.
- Почему же теперь, когда обстановка, приведшая к вам Хлебникова, существенно изменилась, вы продолжаете держать его в сумасшедшем доме?
-Видите ли, товарищ следователь, это общий порядок. Мы не можем выписать нашего поциента, так сказать, «в никуда», то-есть выгнать на улицу. Необходимо, чтобы кто-либо из его родных или близких друзей взял его под свою ответственность. Но его никто не навещал и не навещает. Видимо, в Харькове у него нет ни родных, ни друзей…
-Скажите, доктор, а мог бы я взять его отсюда и дать вам необходимые для вас гарантии?
-Конечно же, товарищ следователь! Это более, чем достаточно!
-Только не разрешите ли вы предварительно с ним побеседовать?
-Разумеется, товарищ следователь.
Главный врач позвонил в ручной колокольчик, и на звонок пришла медсестра.
-Проводите товарища следователя к больному Хлебникову.
И вот перед Андриевским предстал высокий бородатый человек лет тридцати. Он был в нижнем белье солдатского образца из дешёвой бязи. На плечи был накинут серый халат, который ему едва доходил до колен.
Илл. 1 В.Хлебников.
Рис. Кукрыниксы.
Андриевский растерянно всматривался в его лицо. Над всем доминировал гигантский лоб красивейшей формы и привлекали к себе внимание неожиданно голубые глаза.
-Как у Пушкина – подумал в тот момент Андриевский.
Увидев перед собой незнакомого человека, Хлебников некоторое время смотрел на него с удивлением. Наконец , он спросил, вернее-тихо прошелестел одними губами:
-Вы хотели меня видеть?
-Да, я почитатель Вашего творчества и я приехал сюда по поручению группы молодых художников, которые образовали коммуну и которые приглашают вас переехать к нам, где вам будут созданы более подходящие условия для вашей работы.
Хлебников немного подумал и потом удивительно просто сказал:
-Ну что ж, я согласен.
-Тогда собирайтесь. Машина нас ждёт.
«Через полчаса, - продолжал Андриевкий, - я уже вёз Хлебникова в его новую резиденцию на Чернышевской улице,16
Илл. 2. Дом на Чернышевской 16
Само собой разумеется, что я посадил Велимира в кабину шофёра, а сам забрался в кузов, где дул бешеный декабрьский ветер, но я был горд тем, что везу короля современных поэтов, что никакие невзгоды не омрачали этот знаменательный рейс».
PS: В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.
Автор-составитель - Мамаев А.А.