19.10.2017

Стажировка в Доме-музее М.М. Пришвина

В рамках победы в благотворительной программе "Музейный десант" Благотворительного фонда В. Потанина

Дом-музей Пришвина – загородный отделГосударственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля. Этот дачный дом Михаил Михайлович купил в 1946 г. и провел в нем последние 8 лет жизни. «В первое лето после кончины писателя в 1954 году в Дунино появились его читатели. В. Д. Пришвина, жена писателя, принимала посетителей. Так в доме сложился музей на общественных началах. В таком статусе дом просуществовал четверть века до ее кончины в 1979 г. По завещанию В. Д. Пришвиной дом был передан в дар Министерству культуры РСФСР и с 1980 г. стал филиалом Государственного литературного музея». К этому хочется добавить, что Варвара Дмитриевна завещала музей конкретным людям и именно им – заведующей музеем Л.А. Рязановой и ведущему научному сотруднику Я.З. Гришиной, с которыми посчастливилось пообщаться Ольге Кузовлевой в рамках индивидуальной стажировки по программе «Музейный гид» Благотворительного фонда В. Потанина.

Яна Зиновьевна Гришина. Столько таинства и чего-то такого тёплого душе в этом деревянном домике с верандой, сплошь уставленной корзинами с яблоками. Это ещё не сам музей, но дом сотрудников. Здесь будто и правда живут и непременно предлагают чай или кофе. Во всём нашем разговоре – взахлёб и залпом – вдруг сразу нащупываются и становятся всё более упругими и явственными – точки соприкосновения двух таких разных, и всё-таки детищ близкой эпохи – Велимира Хлебникова и Михаила Пришвина. Яна Зиновьевна говорит о Пришвине философе, для которого природа – не отстранённое описание или отдельные реплики по случаю, но непременно существующая во взаимосвязи с человеком и в диалоге с человеком, а точнее – человек в диалоге с природой, и они откликаются друг на друга сменой состояния, настроения, движения мысли. И как ни странно, в моём сознании рождаются параллели с Велимиром, и даже – с его «Единой книгой». По мнению Яны Зиновьевны, не в пользу писателя сложился штамп, что Пришвин – «певец природы». Здесь много пафоса, и мало сути...

А далее – хочется говорить цитатами: Яны Зиновьевны и самого Михаила Пришвина. Конечно, литературный мемориальный музей – это удивительный и прекрасный повод говорить о человеке... (Кстати, приятно, что встреча была начата с положительного отклика об Астраханской картинной галерее и знакомстве с её экспозицией).

Есть в Доме и удивительная открытая веранда, и комната писателя, и его библиотека, тщательно сохранённая супругой.

Пожалуй, самыми важными из услышанного стали темы – Дома (и возвращения в него, «мой соловей прилете»), Матери («дала силу стать на служение таланту»), воспитание отцовского завета «голубые бобры» (дан завет творчеству) и любви, той, что «укрепила и сделала реальностью то, что по жизни не получалось» («Лялю себе вымечтал», «какую ждал, такая и пришла» – о Варваре Дмитриевне Пришвиной). Углубление в темы, которые важны для каждого человека. Диалог с посетителями строится так, что всё, о чём говорится, пронзает вглубь близостью тем, проблем и вопросов. Сам Михаил Пришвин всё время себя подвергает тонкой рефлексии. Под кураторством сотрудников музея изданы дневники Михаила Пришвина. Это во многом определило и стиль их общения с посетителями – дневниковое повествование.

Хочется отметить, что и формы работы, которые предлагает музея помимо экскурсии и знакомства с мемориальным домом, очень интересны: экскурсия «Тропою Пришвина», театр теней (с вовлечением зрителей в создание собственного театра), семинары-чтения одного стихотворения, чтение за чаем «Мы хотим понять». Как говорит Я.З. Гришина: «Чтобы люди ушли с пониманием, что бездна...»

По словам сотрудников, в последние годы в этом музее наблюдается некий музейный бум, когда люди специально на машинах приезжают и хотят что-то понять, устав от многочисленных развлечений. Среди посетителей много людей среднего класса, которые «хотят понять что-то всерьёз». И, что важно, часто наблюдаются именно повторные посещения, когда, единожды посетившие, приводят в музей родственников, друзей, знакомых.

Хочется также отметить активность сотрудников в веб-пространстве – активная страница в FB и существующий уже десять лет сайт музея, который, как отдельный сайт, появился у этого музея раньше, чем у других отделов ГЛМ.

В конце, пожалуй, хочется добавить, что сотрудники этого музея убеждены – музей абсолютно не должен решать задачи по развлечению. Но – глубокое знание. «Ведь если говорить о настоящем... Оно и есть настоящее, будь то взрослый или ребёнок».