Май 1917 – Май 2017
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МЕДИАПРОЕКТ «КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА: 1917-2017»
«Пишу на столе караульного помещения. Вчера задержан и снят с поезда. Положение глупое», - жалуется Велимир своему близкому знакомому Михаилу Матюшину.
«Думаю, что дальше тоже будет глупо». Хлебников не ошибся. В ходе грядущих событий в Харькове деникинцы примут его за шпиона, в Персии задержит неприятельский отряд и... отпустит, приняв за святого, дважды он будет остановлен и обыскан на Трубной, во время московских уличных боёв, и т.д.
«Был освобождён на 5 месяцев, ехал в Петроград, на ст. Тверь 12 мая был снят с поезда и попал на гауптвахту в<оинского> н<ачальника>, хотя есть документ о 5-месячном отпуске».
В Петрограде поэт сближается с членами Союза деятелей искусств (искусствоведом Н. Пуниным, художниками Л. Бруни, Н. Альтманом и В. Татлиным, композитором А. Лурье и другими) и вместе с ними участвует в грандиозном празднестве «Займа Свободы» 25 мая 1917 года. В футуристическом грузовике, украшенном плакатом: «317 Председателей земного шара», ехал сгорбленный Хлебников. По сути, в празднике, организованном правительством А. Керенского, он был более озабочен своей идеей «Союза 317»: «На болотистой почве Невы впервые водружено знамя Председателей Земного Шара», - отметит он в своём дневнике.
Стихотворение «Сон», опубликованное им в однодневной газете «Заём свободы», призывало не к правительственному лозунгу «Война до победного конца», а к идее мира и прекращения войн:
СОН
Вчера я молвил: «гулля! гулля!»
И войны прилетели и клевали
Из рук моих зерно.
........................................................
И надо мной склонился дёдер,
Обвитый перьями гробов.
И с мышеловкою у бёдер
И с мышью судеб и зубов.
Здесь – видимая перекличка с антивоенным характером тезисов, составленных В. Хлебниковым и Г. Петниковым в апреле 1917 года: «Наш ответ на войны – мышеловкой».
Война – одна из ключевых тем всего творчества Велимира, тема, не исчерпанная им до конца его дней. Поэт непоколебимо верил: придёт день, когда «война утонет в чернильнице писателя».
__
В оформлении использованы лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.