Декабрь 1921 – декабрь 2021

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА

«Живой хронограф»

В декабре 1921 года Велимир написал рассказ «Малиновая шашка», главным героем которого является некий П., командир партизанского отряда. Его прообразом послужил близкий знакомый Хлебникова Дмитрий Петровский (1892 – 1955) – поэт, участник гражданской войны, посвятивший Велимиру несколько стихотворений и написавший «Повесть о Хлебникове» (м., 1926).

 

Илл. 1. Фото: Д.В. Петровский

 

В рассказе «Малиновая шашка» всё зыбко, спорно, таинственно. Грань между реальным и ирреальным до предела размыта. В тихой усадьбе, где «ворковали голуби и мяукали иволги» (здесь узнаваема дача сестёр Синяковых под Харьковым) раздаются два выстрела: один в небо, другой в землю. Это возвещает о своём приходе П. – «показать себя другим перед смертью». Но не проходит и получаса, как, приставив к лицу «глиняный череп» (реквизит художника), он лихо отплясывает гопак.

Это и есть «показать себя перед смертью». На столе лежит его серебряная шашка, наградное оружие: «Петлюровцев колотил… бывают пьяные богом, ну а мы пьяные боем… стон стоит. Ну, я без малейшей дрожи гадов на тот свет шлю… А расстрел так: подходишь и – бац!.. Выстрелишь во второй раз по кровавому лбу».

Стрелял или нет? И куда? «По кровавому лбу» или в «Глиняный череп»?

Но вот хлопцы достают из ножен его шашку и хохочут: «Вот так шашка!.. Даже кровь на ней есть. И такая чистенькая, молоденькая… Кровь ржавеет… а там на железе краска, ещё пальцем растёрта и отпечаток двух пальцев…»

- Какой дуська! Шашку раскрашивает! – торопливой скороговоркой заговорили сёстры».

И сам герой двоится в глазах читателя. До войны: «три раза вешался, глотал яд, бесприютный, бездомный бродяга, похожий на ангела с волчьими зубами».

«А теперь – воин в жупане цвета крови – молодец молодцом, с серебряной шашкой и черкеской».

Заметим: в жупане лишь «цвета крови». Вновь краска, а не кровь.

И выстрелов было два: в землю и в небо. Реальное и ирреальное.

 

А в октябре 2007 года в астраханскую квартиру родителей поэта вошёл … сын Петровского

 

Илл. 2. Фото: М.Д. Петровский

 

Сомнений быть не могло: тот же высокий рост, орлиный нос, поредевшая вьющаяся шевелюра. К тому же, гость показал свой паспорт, где чёрным по белому было означено: «Михаил – Лермонт Дмитриевич Петровский».

«Так уж пожелал отец – в честь Лермонтова».

И сын Петровского с волнением ходит по музею, осматривает экспозицию. Вот та самая комната, где его отец гостил у Велимира, а вот две деревянные фигурки, купленные ими у монахов в Сергиевом Посаде, куда они поехали знакомиться с Павлом Флоренским.

«Хлебникова отец боготворил. Ко всем своим книгам брал эпиграфы из Велимира. А в 1947 году мой отец подвергся разносу критиков за поэму «Святослав». С тех пор на него начались гонения. Друзья дважды прятали его в психушку, скрывая от лагерей. В 1954 году готовилась в печать его книга, но её набор был рассыпан, и у отца случился инфаркт, а вскоре он умер».

Видимо, это была книга «Избранное», вышедшая в 1957 году с предисловием Виктора Шкловского.

Осмотрев музей, Михаил – Лермонт Петровский оставил в «Книге отзывов» следующую запись:

«Сердечно благодарю за тёплый приём, оказанный мне сотрудниками музея. Узнал для себя много нового и интересного и понял, почему мой отец так восхищался творчеством и личностью Велимира Хлебникова. Очень доволен тем, что люди большой души пропагандируют творчество поэта.

Верю в то, что он будет знаменит не одно столетие.

Сын Д.В. Петровского Петровский М.Д. 23 октября 2007».

К сказанному остаётся добавить, что Михаил – Лермонт Дмитриевич Петровский, известный московский врач – педиатр, в Астрахань приезжал (в возрасте 66 лет) к своему внучатому племяннику.

 

В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.

Автор-составитель - Мамаев А.А.