Апрель 1920 – апрель 2020

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА

Апрель 1920 – апрель 2020

Харьков, апрель 1920. На снимке Хлебников и Есенин стоят, напоминая переодетых марктвеновских Принца и Нищего. В шляпе, в белоснежной сорочке с бабочкой форсистый Есенин и оборванный Хлебников, в пальто с чужого плеча. И всё-таки Принц – Хлебников. Точнее – король «Король поэтов», «Король времени».

Илл.1. Фото: Хлебников и Есенин

Поэты встречаются не впервые. Два года назад они виделись в Москве. Весной 1918 года московские поэты собрались в гостинице «Метрополь», чтобы выработать «декларацию творцов». Хлебников был одним из её авторов. Он настаивал на полной свободе творческой личности: «Поэты должны бродить и петь».

Есенина в Харьков заманила «весенняя ростепель» и мечта о «белом украинском хлебе», о котором давно забыли в голодной Москве (А. Мариенгоф «Роман без вранья»). Хлебников попал сюда на год раньше. Уехал из Москвы на крыше вагона, испытывая постоянный «голод пространства».

Далее, как мы уже знаем, психлечебница («Сабурка»), повторный тиф, невероятный творческий взлёт (поэма «Поэт», где, по его признанию, он показал, что «умеет писать, как Пушкин).

Есенин же в этот харьковский вояж написал удивительную исповедь:

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,

Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,

Звоном звезд насыпая уши.

Без меня будут юноши петь,

Не меня будут старцы слушать...

Харьковская встреча поэтов знаменита ещё тем, что заезжие имажинисты (Есенин – Мариенгоф) провели публичное посвящение Хлебникова в Председатели Земного шара. Хлебников был одержим идеей: вверить Будущее человечества в руки поэтов, художников, учёных – «творян».

И вот 19 апреля 1920 года в городском харьковском театре свершается торжественный церемониал:

«Хлебников в холщовой рясе, босой и со сокращёнными на груди руками, выслушивает читаемые Есениным и мной акафисты, посвящающие его в Председатели», – вспоминает А. Мариенгоф («Роман без вранья»).

«После каждого четверостишия, как условлено, он произносит:

– Верю.

...В заключение, как символ Земного шара, надеваем ему на палец кольцо, взятое на минуточку у четвёртого участника вечера – Бориса Глубоковского».

Опускается занавес. Конечно, ритуал посвящения в Председатели в какой-то мере грешит и фарсом, и бутафорией. То, что для Хлебникова было всерьёз, «великолепные имажинисты» превратили в розыгрыш.

Впрочем, есть и иные последствия этой встречи: Есенин материально поддерживал бедствующего собрата. Здесь же, в Харькове, перед отъездом, он совместно с Мариенгофом издал сборник «Харчевня зорь», куда вошли его «Кобыльи корабли», хлебниковские «Горные чары», «Город будущего» и шуточное прощальное стихотворение:

Москвы колымага,
В ней два имаго.
Голгофа
Мариенгофа.
Город
Распорот.
Воскресение
Есенина.
Господи, отелись
В шубе из лис!

«Город распорот» – видимо, о скандально триумфальной декламации Есениным «Пантократора» в харьковскую пасхальную ночь:

Тысячи лет те же звезды славятся,

Тем же медом струится плоть.

Не молиться тебе, а лаяться

Научил ты меня, господь...

Восторженная толпа подняла Есенина на руки (а могла разорвать этими же руками, поэт всегда ходил по краю).

Сведений о дальнейших встречах обоих поэтов мы не имеем. Но известно, что в марте 1921 года Есенин издал поэму Хлебникова «Ночь в окопе». Хлебников, в свою очередь, написал статью о Есенине, – увы! – доныне не найденную.

Впрочем, хлебниковское наследие ещё до конца не собрано, и, как знать, не отыщутся ли когда-нибудь эти ценные мемуары?

 

PS: В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.

Автор-составитель -  Мамаев А.А.