28.11.2019

Презентация книги А.А. Мамаева

«Музей Велимира Хлебникова. Дневники. Письма»

 

Автор и сам затрудняется определить жанр этой книги (дневники, хроника, исповедь?), предоставляя это сделать читателям. Музей опального поэта (не запрещённого, но почти неизвестного широкому кругу читателей в советское время) создавался в начале 1990-х годов, в непростое, смутное время так называемой перестройки. С другой стороны, оно ознаменовано небывалым подъёмом в мировом хлебниковедении. В юбилейном 1985 году (столетие со дня рождения поэта) о нём заговорили «всем миром»: по-русски, по-польски, по-чешски, по-румынски, по-английски, по-французски, по-немецки, по- голландски, по-японски, по-итальянски…
За двадцатилетие (1985 – 2005) усилиями русских и зарубежных хлебниковедов была окончательно сдвинута глыба непризнания Хлебникова великим поэтом, чьё творчество ознаменовало переворот в русской (а наряду с Гийомом Аполлинером – и в европейской) поэзии ХХ века.
В книге уделено особое внимание астраханским реалиям. По мнению литературоведа Д.П. Святополка-Мирского, «Астрахань – один из ключей к
Хлебникову». В ней прошло тринадцать международных Хлебниковских чтений, появились улица Хлебникова, бронзовый бюст поэта на Алее Славы и единственный в мире Дом-музей Велимира Хлебникова, о создании и становлении которого и повествует книга.