15.07.2016

Календарь Велимира. Июль 2016

Июль 2016

Июль 1916 года для Хлебникова ознаменован появлением в печати его знаменитого манифеста «Труба марсиан».

Он вышел в Харьковском издательстве «Лирень» тиражом в 300 экземпляров. Под ним, кроме подписи Хлебникова, стоят ещё несколько подписей, чисто условных. По сути, Велимир был единоличным автором «Трубы марсиан». Интересно, что на сохранившемся экземпляре в астраханском музее В. Хлебникова имеется запись Петра Митурича: «Велимир, глядя на «Трубу», сказал: «Только Я из всех подписавшихся сдержал клятву!!»

[19]22 г. П. Митурич».

Слово «Труба» много раз появляется в творчестве Хлебникова: «Труба Гуль-муллы»; «Не выли трубы в набат о гибели...» («Война в мышеловке»); «...свернув ваши три года войны / В один завиток грозной трубы» («Воззвание Председателей Земного шара»), «Я верю, он пророчит, / Что рухнут неба трубы» («Сёстры-молнии»). Грозные возгласы «Трубы Марсиан» также окружены семантическими призвуками Апокалипсиса: «Мы вскрыли печати на поезде за вашим паровозом дерзости, – там ничего нет, кроме могил юношей...» – вспомним трубу, семь Ангелов, снятие семи печатей (при снятии пятой: «Я увидел души убиенных...» и обоюдоострый меч Апокалипсиса).

Однако у Хлебникова в трубу трубят не ангелы, а марсиане. Упоминание далее в тексте манифеста возгласа «Улля, улля, Марсиане!» и приглашение Г. Уэллса в «думу марсиан» однозначно связывают хлебниковский манифест с романом «Война миров». Хлебниковские «марсиане» представляют собой высшую расу, и одно время им владела идея перевода себя и своих друзей «из разряда людей в разряд марсиан».

В «Трубе марсиан» Хлебников делит весь род людской на совершенно новые градации: ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ и ПРИОБРЕТАТЕЛЕЙ: «Будущее решит, кто очутится в зверинце, изобретатели или приобретатели, и кто будет грызть кочергу зубами».

В «Трубе...» Хлебников выдвигает идею создания молодёжного государства: «Государство молодёжи, ставь крылатые паруса времени; перед тобой второе похищение пламени приобретателей.

Смелее!»

Тогда же Хлебниковым сделана дневниковая запись: «6 июля. Написано «Скифы в скуфье». Позднее это произведение получит другое название: «Скуфья скифа». Это мистерия, чей смысл трудно поддаётся разгадке, начиная с названия: если речь ведётся о скифе, то причём здесь скуфья – остроконечная мягкая шапочка у православного духовенства?

Мистериальный характер действа происходит внутри колоссальной фигуры «храмозверя» - сфинкса, затерянного в африканских песках. И сам текст – та же загадка сфинкса, где причудливо перемешались времена и события, где поезда соседствуют с запорожскими челнами, а славянские божества Лада, Подага, Стрибог – с египетским фараоном Эхнатоном, с Тезеем и Нибелунгами.

Эта блистательная мистерия Хлебникова увидела свет лишь в 1928 году, в первом томе его первого многотомника, изданного в Ленинграде (1928-1933).