20.12.2014

Творческая встреча с фотохудожником Вячеславом Жировым

20 декабря 2014 в музее Хлебникова состоялась творческая встреча с фотохудожником Вячеславом Жировым.  В ноябре нынешнего года в Доме Поэта открылась фотовыставка «Присутствие», автором которой является Вячеслав. Для него это первая персональная выставка. У всех присутствующих, пришедших на встречу с автором, была возможность смотреть, слушать и рассуждать…

Что отличает подлинно живую фотографию? Драматургия. Каждая работа В. Жирова – это произведение, в котором есть действующие лица и свершается действие, пусть даже скрытое от глаз наблюдателя и отдалённое во времени. Перед нами молчаливый диалог, в котором всё уравновешено. Если тишина выражает собой мир до сотворения человека, то молчание – это уже речь, внутренняя, невербальная, но речь. Значит, есть участники этого молчаливого диалога. Ими в работах Вячеслава становятся человек, зверь, ветер. Причём непосредственно их самих в кадре нет, есть только их присутствие. Оно явлено через детали – следы на песчаных барханах (присутствие волка), следы растения, очертившего круги вокруг себя (присутствие ветра), рукотворные предметы (присутствие человека), намеренно ли, случайно оставленные в самых неожиданных местах: компас в воздушных корнях ив на одном из Астраханских островов, детская юла на корке льда в селении Красный яр, фундамент для купален в Тинаках-2, стулья перед подъёмом на Эльбрус и др.

Сам Вячеслав Жиров объединяет свои работы в циклы «молчаливая органика», «молчаливые места», «молчаливые вещи». Понятие «органика» сразу очерчивает тематический круг и выстраивает целую вселенную автора: вокруг природы, рядом с ней, в ней, из неё. Ключевое определение «молчаливые» создаёт определённую эмоциональную мелодику, выстраивая одновременно и визуальную и звуковую картину (негромко, камерно, чутко, осторожно, не потревожив и не вторгаясь), настраивает на созерцание, на взаимопроникновение наблюдаемого и наблюдающего.

Анализ окружающей действительности, её рефлексия художником выражается и в поиске визуальных метафор, в поэтичности увиденного рядом с собой. Названия работ Вячеслава Жирова – это уже художественные образы: «Оставленное тепло», «Корни времени», «Шаги над водой», «Замершее детство», «Ритмы травы», «Ветряные часы», «Мост над тишиной», «Фундамент для горизонта», «Весна падает с крыш», «Тень жёлтого» и др.